В Сыктывкаре состоялся онлайн-семинар «Внедрение целевой модели наставничества в образовательных организациях»

Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми в соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145 начата работа по внедрению Методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

В соответствии Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики РК Коми республиканский институт развития образования является научно-методическим координатором реализации целевой модели наставничества в республике. Целью внедрения наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 6 лет, педагогов разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Республики Коми.

В рамках внедрения Методологии Министерством в партнерстве с ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования» и МБУ «Городской центр предпринимательства и инноваций» г. Сыктывкара 15-17 апреля 2020 года был организован семинар «Внедрение целевой модели наставничества в образовательных организациях».

Участниками онлайн-семинара выступили представители муниципальных органов управления образованием/муниципальных общеобразовательных организаций/государственных образовательных организаций (общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования), эффективно участвующих в вопросах внедрения наставничества на территории конкретного муниципального образования/государственной образовательной организации.

На открытии семинара в приветственном слове Олег Александрович Холопов, заместитель министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми, поблагодарил участников семинара за совместную работу в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации и пожелал плодотворной работы.

— Количество участников, подключившихся к семинару (около 300 человек) говорит об актуальности и важности рассматриваемых вопросов, — отметил Олег Александрович.

Спикер представил информацию о внедрении Целевой модели наставничества в образовательных организациях Республики Коми: задачи и основные этапы (Дорожную карту внедрения Целевой модели в Республике Коми). Тема наставничества реализуется тремя федеральными и региональными проектами: «Современная школа», «Успех каждого ребенка» и «Молодые профессионалы».

В рамках реализации Методологии наставничества предусмотрено 5 форм: «Ученик – ученик», «Студент – ученик», «Работодатель – ученик», «Работодатель – студент», «Учитель – учитель».

Было проведено несколько рабочих встреч по реализации разных форм наставничества, определены приоритетные формы наставничества как «Учитель – учитель», «Работодатель – ученик» «Студент – работодатель».

Показатели эффективности внедрения целевой модели наставничества утверждены Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 15.04.2020 № 304.

— Основа наставничества – это развитие человеческого потенциала, успешность личности как самого наставника, так и наставляемого, — подчеркнул Олег Александрович.

Зимина Ирина Валериевна, эксперт проекта, председатель Координационного совета Коми регионального экспертного управленческого сообщества, кандидат экономических наук, доцент, познакомила с показателями эффективности внедрения модели наставничества, процедурой мониторинга и этапами ее осуществления в образовательных организациях. Также Ирина Валериевна представила организационные вопросы и методики профессионального и личностного развития наставляемых, технологию проведения развивающих бесед с целью создания индивидуального плана развития наставляемого, преодоления сопротивления профессионального развития.

Республиканскую модель наставничества в контексте национального проекта «Образование» и стратегии наставничества в региональных проектах «Учитель будущего», «Современная школа», «Молодые профессионалы» представили Галина Владимировна Китайгородская, ректор Коми республиканского института развития образования, кандидат филологических наук, доцент, и Марина Анатольевна Габова, проректор по научно-методической работе, кандидат педагогических наук, доцент.

Результаты исследований показывают, что создание функционирующей системы наставничества и адаптации учителей на рабочем месте является одной из ключевых задач для российской системы образования на современном этапе. Подобные программы должны учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит. Это, в свою очередь, предполагает принятие комплекса мер, включающих в частности научно-методическое, нормативное, кадровое и финансовое обеспечение системы наставничества, — отметила Галина Владимировна.

Сегодня в Республике Коми сформирована республиканская модель наставничества, которая реализуется через проекты «Молодые педагоги», «Эффективная школа», «Опорная школа», «Открытое образование: цифровое неформальное образование». Успешно функционируют стажировочные площадки. Педагоги-наставники принимают участие в реализации обучающих мероприятий.

Разработаны цифровые ресурсы для поддержки профессионального развития педагогов – «Мобильный методист», сервис диагностики профессиональных дефицитов, сайт профессиональных конкурсов, сайты повышения квалификации и профессиональной переподготовки и др.

Сегодня стоит задача подготовки педагогов-наставников. Прежде всего в их число должны войти победители и призеры профессиональных конкурсов.

Особенную важность приобретает наставничество в работе с педагогами с дефицитами психолого-педагогических и коммуникативных компетенций и в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями. Это направление деятельности будет входить в должностные обязанности ведущего учителя, — подчеркнула спикер семинара.

На этом этапе внедрения модели важно сформировать профессиональное понимание механизмов и инструментов реализации целевой модели наставничества.

Коми республиканский институт развития образования разработал линейку вебинаров, позволяющих руководителям образовательных организаций и педагогам включиться в методическую систему наставничества.

Ссылки на вебинары по наставничеству:

— «Целевая модель наставничества. Формы наставничества в образовательной организации» https://youtu.be/bndMueAxa3w

— «Реализация программы наставничества в образовательных организациях: этапы и функции участников» https://youtu.be/WmrQAJH4law

— «Как создать команду наставников? (формирование базы наставников образовательной организации)» https://youtu.be/xtwp1aC1MpI

16 апреля в программе семинара обсуждался вопрос о современной идеологии наставничества в образовании. Наставничество как ресурс интенсивного развития личности. Формы наставничества и их краткая характеристика. Возможные вариации ролевых моделей и их учет при разработке программ наставничества. Главные участники системы наставничества: куратор, наставник и наставляемый. Создание наставнической среды: формирование организационных условий для организации наставничества в ОО, роли, компетенции, обязанности наставника и куратора, мотивация всех участников системы. Первичное обучение кураторов и наставников.

Спикером семинара выступила Юлия Олеговна Канева, эксперт проекта, заместитель председателя Координационного совета Коми регионального экспертного управленческого сообщества, бизнес-тренер по управлению персоналом.

Сегодня,17 апреля, в ходе работы семинара выступили два спикера: Александр Викторович Аверин, заведующий центром научно-методического сопровождения программ и проектов в области образования Коми республиканского института развития образования, кандидат психологических наук, доцент, и Наталия Николаевна Исаева, заведующий центром развития общего образования, воспитания и социализации личности Коми республиканского института развития образования, канд. ист. наук.

Александр Викторович Аверин осветил следующие вопросы:

— Об особенностях внедрения в образовательных организациях формы наставничества «Учитель-учитель» в условиях профессиональной адаптации специалиста.

— О модели наставничества, реализуемой в рамках проекта адресной методической поддержки педагогических работников со стажем работы не более 5 лет «Молодые педагоги».

— Специфика реализации вариантов программы наставничества в образовательной организации: «опытный педагог — молодой специалист», «лидер педагогического сообщества — педагог, испытывающий проблемы».

В своем выступлении Наталия Николаевна Исаева раскрыла особенности реализации формы наставничества «Ученик – ученик» в образовательной организации; специфику реализации основных вариантов модели: взаимодействие «успевающий – неуспевающий», взаимодействие «лидер – пассивный», взаимодействие «равный – равному» и рассказала о конкурсе лучших практик наставничества в образовательной организации.

Участники семинара поблагодарили спикеров за доступную, полезную и актуальную информацию.

Добавить комментарий